ПОЧЕМ
МЯСЦО
Мясо и молоко
дорожают гораздо быстрее, чем у рядового жителя Уржума растут доходы.
Кому такая реальность может понравиться? И она не нравиться. Хочется с
кого-то спросить за такое положение вещей. Но c кого?
Коли мясо дорожает, то спрос явно опережает предложение. Это и хорошо
и плохо. Хорошо, если выросли доходы, а соответственно и возможности населения.
И плохо, если мяса на рынке стало меньше. Думается, что в нынешнем, осеннем
скачке цен на мясо присутствуют оба фактора. Но. Если повышение доходов
надо приветствовать, то снижение физических объемов мяса на районном мясном
рынке никакому приветствию не подлежит. Это не в интересах городского
населения, не в интересах экономики района и должно беспокоить главу районной
администрацию.
Цены на мясо будут расти и дальше, поскольку частный сектор постепенно
уходит с рынка сельхозпродукции. А ведь именно «частник» составлял и пока
именно он составляет значительную конкуренцию крупным сельхозпроизводителям,
не давая им вздувать цены.
В крупных городах при растущем неудовлетворенном спросе на мясо проблему
решают просто и эффективно - рынок заполняют импортными поставками и тем
самым защищают население от резкого повышения цен. Нам такие интервенции,
к сожалению, не грозят. Точно так же, как вряд ли в далекой Москве кто-то
будет заботиться об уровне цен на мясо в отдельно взятом городе Уржуме
- родине Сергея Мироновича Кирова. Так что вся наша надежда, по крайней
мере, почти вся - на частника.
Но и у «частника» свои проблемы - производство мяса становиться все менее
привлекательно, как с экономической точки зрения, так и с социальной.
Кстати, проблема «частника» через некоторое время встанет и с другой стороны.
Это будет связано с тем, что поздно или рано эффективность сельскохозяйственного
производства будет расти за счет внедрения новых производственных технологий
в основе которых ручному труду места нет. Иными словами грядет сокращение
занятости в сельском хозяйстве.
Таким образом, все говорит за то, что проблемы частного сектора производства
сельхозпродукции требует к себе самого пристального внимания. Прежде всего,
потому, что рынок без конкурентной среды это уже не рынок, а монополия,
которая очень редко сопровождается резким увеличением производства и всегда
– ростом цен. Вторая причина – занятость сельского населения.
Все проблемы – это наши, местные проблемы. Их давно пора не только видеть.
В чем сегодня нуждается частник? Прежде всего, в инфраструктуре, которая
бы работала на него. К примеру, поголовье крупно-рогатого скота падает
в том числе и потому, что в сельской местности нет рынка сбыта молока,
а сливать его в цельном виде поросенку просто невыгодно. Явно требуется
организация сбора молока по деревням и селам. Разговоры на эту тему, которые
ведутся еще с советских времен, в последнее время приутихли – лоббизм
крупных сельхозтоваропроизводителей: конкуренция частника как кость в
горле.
С мясом тоже не все ладно. И это при том, что мясо на селе есть кому принимать
оптом, прямо со двора. «Мясники», как их называют в народе, прекрасно
зарабатывают на посредничестве, и вроде бы все к взаимному удовольствию,
но дело в том, что нет конкуренции. Этот рынок поделен и замонополизирован.
В результате мясо скупается по низким ценам, что тоже не способствует
росту его производства.
Одной из проблем в частном секторе становятся корма. В начале девяностых,
когда еще действовали советские колхозы и совхозы, прокормить домашнюю
скотину больших проблем не представляло – все вокруг колхозное, все вокруг
ничье: воровали все, порой, начиная с председателя. Воровали столько,
что часть по бросовым ценам сбывали в городе. Но воровство никто воровством
не называл – круговая порука.
Сегодня ситуация меняется – в сельском хозяйстве появляется эффективный
собственник, для которого воровство – проблема номер один. И этот собственник
начинает вести решительную борьбу с ворами. В практику входит организация
охраны зернотоков нарядами милиции, более четкий учет. И хотя в решении
этой проблемы лишь намечаются какие-то последовательные шаги, результаты
дают о себе знать, прежде всего в городе, где тоже идет сокращение производства
мяса в частном секторе, в том числе и по причине того, что становиться
меньше дешевых ворованных кормов.
Еще одна проблема производства мяса «частниками» – это полное безразличие
властей всех уровней к этому сегменту – весомому пока сегменту сельской
экономики. По оценкам некоторых специалистов в среднем по России – это
50% скота и птицы на убой и примерно столько же молока. Однако, в бюджетах
на поддержку частного сектора ничего не закладывается. Частный сектор
не защищен социально. Если и дальше будет так продолжаться, то рост цен
на мясо не остановить – доля «частника» в производстве сельхозпродукции
будет и дальше снижаться.
Чтобы остановить эту не желательную для потребителя тенденцию необходимо
муниципальной и федеральной власти повернуться к проблеме лицом и правильно
ее обозначить. Речь идет о простом и доступном. Или мясо будем производить
в России, и обеспечивать занятость в своем сельском хозяйстве или будем
закупать за рубежом, приумножая доходы западного фермера.
Что можно сделать сегодня, не ожидая, когда из Москвы или областного центра
пойдут на этот счет директивы. Первое – это мониторинг частного сектора.
Эта работа даст ясную картину – что, как и где. Далее. В районном бюджете
необходимо предусмотреть статью, которая давала бы возможность выступать
гарантом при получении «частником» кредитов банка. И пожалуй важным моментом
могло бы стать создание ассоциации мелких сельхозтоваропроизводителей.
Взаимодействие этой ассоциации и муниципальной власти поможет обозначить
проблемы производства сельхозпродукции в частном секторе и найти пути
их решения.
И в заключение. Экономика - это как квадрат Малевича, когда вроде бы все
ясно и просто. Правда, просто лишь на первый взгляд. Тем более, когда
речь идет о сельском хозяйстве. И здесь очень важно, как говорил некогда
генерал Лебедь, и мухам и котлетам воздать должное. Но для этого, прежде
всего, необходимо определиться, что есть что. Без крупного товаропроизводителя
растущие потребности населения в сельхозпродукции не удовлетворить, но
и без реальной конкуренции этого тоже не сделать.
Э.
Трахтенгерц
|